Назад

Александр Рожин. Дмитрий Иконников. Монография. 2010

Новые произведения московского художника Дмитрия Иконникова, созданные за минувшие пять лет, означают радикальный переход от опыта накопления, интерпретации и трансформации реальных впечатлений, арсенала образных, выразительных средств, относящихся ко времени увлечения различными школами и традициями отечественного и зарубежного искусства двадцатого века, к опыту творческого сенсуализма и элитаризма, т. е. к внутреннему, чувственному познанию мира. Об этом Поль Валери писал как  «о жизненной силе и энергии, которые подразумевают чувственность, обилие и преобладание естественных ритмов, неисчерпаемость внутренних ресурсов, веру в свои силы и упоение их злоупотреблением». 

Широта духовного восприятия, глубоко личное ощущение и понимание природы художественного образа, профессиональный опыт и неоспоримое мастерство обеспечили Дмитрию Иконникову удивительную свободу самовыражения, сформировали уникальную систему живописно-пластического языка, отмеченного гармонией инвариантности содержательных и формальных аспектов творчества.

Поэтика произведений автора обусловлена интуитивным, глубоко проницательным видением сущего, в котором особо отражается прошлое и незримо возникает предчувствие будущего. Он блестящий импровизатор, умеющий подчинить собственному, внутреннему восприятию бытия узнаваемые, реальные детали и приметы изобразительных мотивов, сцен, сюжетов. По сути дела, это сложносочиненные, неоднократно выверенные практикой философско-поэтические, метафорические образы, подлинные «творения духа», воплощенные в совершенной художественной форме, интригующие воображение искушенных и взыскательных ценителей и знатоков, вызывающие в их сознании и  памяти подчас непредсказуемые ситуации.

 

Александр Рожин
член Президиума Российской академии художеств, главный редактор журнала «Третьяковская галерея», проректор по научной работе МГАХИ им. В.И. Сурикова
2010

Назад